“No money, no honey” или чем мотивировать сотрудников помимо денег?

● чтобы увеличить продажи или другие ключевые показатели бизнеса;

● повысить лояльность сотрудников: здесь про удовольствие и самореализацию;

● прокачать HR - бренд: положительные отзывы лишат вас нехватки специалистов;

● выявить потенциальных лидеров;

● сплотить команду;

Может показаться, что вопросы мотивации персонала должны касаться лишь руководителя компании или HR-специалиста. Но на деле руководителю каждого уровня приходится мотивировать команду, чтобы она хорошо справлялась со свои обязанностями.

Выделяют два главных вида мотивации сотрудников:

 

● Материальная: зарплата, премии и штрафы (демотивацию никто не отменял), ДМС, оплата корпоративного обучения, скидки на фитнес или английский и т.д.

● Нематериальная: продвижение по карьерной лестнице, комфортный график работы, технологически оснащенное рабочее место и т.д.

А теперь самое время вспомнить пирамиду базовых потребностей Абрахама Маслоу.

У подножья пирамиды Маслоу лежат физиологические потребности и потребности в безопасности. Это именно то, что в первую очередь необходимо дать сотрудникам. Выражается это в стабильности, комфортных условиях и достойной оплате труда.

Дальше наблюдаем социальные потребности и потребности в признании и уважении. Сюда можно отнести рост сотрудника, как эксперта, а также его чувства, что его ценят.

Потребности в творчестве и познании, закрываются через возможность обучения, наставничества, коучинга.

А вот эстетические потребности и потребности в самоактуализации - это верхушка нашего айсберга. Людям важно осознавать, что они могут развиваться и окружать себя интересными местами и людьми. На этом этапе, нужно немало постараться.

Рассмотрим виды нематериальной мотивации

Их можно разделить на четыре вида:

1. Социальная.Повышаем самооценку сотрудников, учитывая их мнение при принятии решений, а также позволяя брать ответственность в рамках их деятельности.

2. Психологическая.Закрываем потребность в общении. Тут лучше всего подходит неформальное общение, совместные занятия спортом или уютные завтраки сотрудников смежных подразделений и руководства компании.

3. Моральная.Помогаем удовлетворить потребности в признании. Ход конем, проработать имидж компании. Ведь имидж работодателя, уже помогает специалисту чувствовать себя признанным.

4. Организационная.Закрываем потребности в безопасности и комфорте. Тут можно продумать комфортное рабочее, оснащенное всем необходимым оборудованием.

Когда нематериальная мотивация не работает?

  • Тогда ,когда материальная мотивация заменяет материальную.

Вы можете бесконечно много хвалить и давать обратной связи сотруднику, но без соответствующей оплаты, он просто на просто от вас уйдет.

  • Тогда, когда выбран неверный инструмент поощрения.

Тут важно разобраться, нужно ли сотруднику то, что вы предлагаете.

  • Если она не прозрачна.

Каждый сотрудник должен четко знать, что ему нужно сделать, чтобы получить тот или иной бонус. И по отношению к коллегам не должно быть вопросов, по типу “За что ему премия?”

Если вы являетесь руководителем, то вам важно уяснить одну простую вещь:

Материальная и нематериальная мотивация - это две стороны одной медали. Их невозможно делить. Да, вы можете платить хорошие зарплаты и премировать сотрудников каждый квартал, но если в вашем коллективе нет уважения и развития, а вместо конструктивных диалогов - “лай”, то тут уж не обессудьте, когда сотрудники начнут толпами бежать прочь. И наоборот. Вы можете создать классную атмосферу, вручать грамоты за каждое достижение, но без закрытия базовых потребностей, сотрудник вряд ли долго задержится на этом месте. БАЛАНС. Вот что важно соблюдать между материальной и нематериальной мотивацией. И формировать её стоит, учитывая актуальные потребностей команды и целей компании.